Гражданское воспитание


На сегодняшний день из всех учреждения образования единственным обязательным для каждого растущего организма является школа. На период обучения в школе приходятся такие важные основные этапы, как младший школьный возраст, подростковый возраст и ранняя юность. Рассмотрение этих трех этапов с точки зрения присущих ведущей деятельности и основных психических новообразований убеждает, что школьные годы – возраст активного  формирования моральных убеждений и качеств личности. Поэтому приоритетным направлением воспитательной системы нашей школы является нравственное воспитание. Нравственный мир личности – это особый мир, куда человек не всегда согласен впускать другого.  Мера проникновения в мир детей более доступна, ребенок и должен находиться под контролем взрослого, он сам стремится к выяснению и уяснению оценок взрослого, чтобы ориентироваться на него, его мнение, поэтому таким образом взрослый осуществляет социальный контроль .    При разработки нравственного образования учитываем методики исследования, диагностику, наблюдения.

Важным вопросом в процессе демократизации образования является воспитание патриотизма. В России действует государственная программа в этой области. В письме Министерства образования РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений» от 15 января 2003 года, говорится к отечественной системе образования. «Одной из главных задач, стоящих сегодня перед российской школой, является воспитание  социально-ориентированного и адаптированного к жизни в реальном обществе гражданина с активной жизненной позицией. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, уважения к права человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.  

В школе уделяется особое внимание  систематическому нравственному образованию в течение всего периоду обучения. (1 -11 класс) с учетом этого проводятся специальные занятия  по основам морали в соответствии  возрастом: «Азбука нравственности» 1 – 4 класс, «Нравственная грамматика» 5 – 9 классы, «Основа морали» – 10 – 11 классы. Разработана система классных часов по Г.К. Селевко. (Приложение 1, тематика родительских собраний Приложение 2). Освоение детьми нравственных и эстетических ценностей народа, осуществляется через школьные традиции.

- Уроки мужества

- Классные часы «Права и обязанности гражданина»

- Дни Памяти  выпускника школы погибшего в Афганистане

- Торжественные линейки с приглашением замечательных людей г. Салаира в различных областях

- Вечера военной инсценированной встречи»

- Акции «Милосердия», «Забота»

- Конкурсы чтецов приглашение местных поэтов г. Салаира

- Шефства над  могилой О. Калиниченко, погибшего в Афганистане

- Участие в городском митинге к Дню Победы.

Такой подход к освоению конкретного содержания способствует формированию отношения ребенка к природе, семье, народу, народной земле. Дети учатся проектировать свое будущее – семейное и гражданское, ощущая себя носителем духовно0нравственного потенциала народа

В школе создана Добровольческая детская юношеская организация «ЮНОСТЬ»: для 2-4 классов «Зеленые росточки», для 5 -8 классов «Зеленая рощица», для 9 -11 классов «Зеленая планета». Отличительный признак членов организации – зеленый галстук.

Вступить в ряды самых активных, инициативных и творческих можно дважды в год, в январе и в мае, для реализации своего творческого потенциала, развития интеллекта, выражения себя через какое-нибудь конкретное дело в пользу сохранения и развития новых традиций школы.  

В нашей школе по программе «Воспитать гражданина» работает Леонова О.Н., классный руководитель 6 «Б» класс. Данная программа составлена на начальное, среднее и старшее звено

Содержание программы:

1.                Я и люди вокруг меня

2.                Познание и культура

3.                Труд и здоровье

4.                Мое отечество и мир

II. Работа с родителями.

Цель: организации сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции.

III. Предполагаемый результат реализации программы

1 ступень (начальная школа)

1. Вступление ребенка а новую социальную роль, обретение социального статуса школьника.

2. Овладение навыками нового вида деятельности – учения.

3. Формирование базовых учебных способностей

4. Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

2. ступень (среднее звено)

1. Осознание себя как личности, овладение простыми способами самооценки и самоанализа.

2. Появление навыков сотрудничества, умения соревноваться, объективно сравнивать успехи и неудачи.

3. Приобретение чувства взрослости, стремление самостоятельно решать возникающие проблемы.

3. ступень (старшее звено)

1. Осознание собственной уникальности, стремление к самопознанию.

2. Жизненное самоопределение

3.Формирование жизненных целей и планов.

4. Построение партнерских отношений со сверстниками и взрослыми   

Проект при поддержке компании RU-CENTER