Анализ воспитательной работы за 2007-2008 учебный год


Современный мир ставит человека в достаточно жесткие условия, поэтому выпускник школы, должен быть подготовленным к новым общественным отношениям, а это значит:

- социально  защищенный;

-  нравственно стойкий;

- здоровый физически и психически;

- должен уметь экономить время;

- быстро приспосабливаться к меняющей ситуации;

- перерабатывать информацию и применять правильно решения;

Результатом этого процесса является способность человека на протяжении всей жизни выходить в исходную позицию самообразования, обеспечивающую перестройку мировоззрения и мышления.  А для этого ему необходимо получить реальный опыт гражданской активности в период его обучения в школе. Стратегия школы в наши дни заключается, по  - нашему мнению, прежде всего в изменении взаимоотношений педагогов и обучаемых на основе демократизации общественных отношений по принципу содружества, сопереживания, взаимопонимания, взаимоуважение. Воспитательная система школы направлена на формирование  общественного сознания ребенка, т.е. такого сознания, которое помогает выстраивать свое поведение в социальной среде на основе норм, понимаемых нашим обществом как позитивные ценности.

Поэтому для нашей школы целью стало: создание условий для социального становления и развития духовно-развитой, нравственно и физически здоровой личности способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях. Весь год педагогический коллектив выстраивал свою деятельность в соответствии с поставленной целью. Важнейшим условием реализации модели выпускника считаем:

-  наличие педагогов  - единомышленников осознающих воспитание не как понятие узко материального содержания, а как суть проявления, развития, восхождения внутреннего душевного состояния личности, которая есть источник и направляющая сила всей целостной жизни человека;

- создание среды для развития ребенка и его самореализации;

- профессиональное управление процессом воспитания.

Задачи школы:

- изучить потребности образовательного процесса, связанного с жизнедеятельностью школы;

- создать воспитательно – образовательную среду, формирующую у обучающихся потребность самосовершенствованию;

- повысить социальную активность обучающихся, их самостоятельность и ответственность в организации жизни детского коллектива и решения вопросов школьной жизни;

- развить нравственную, волевую и эстетическую культуру личности;

      В своей деятельности педагогический коллектив опирается на следующую нормативно-правовую основу.

- Устав школы.

- Правила внутреннего  распорядка.

- Учебный план школы.

- Положение о деятельности методических объединений, педсовета и методсовета.

- Модель выпускника.

- Должностные обязанности и другие локальные акты.

- письмо Министерства образования РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений» от 15 января 2003 года.

Методические рекомендации развитию дополнительного образования детей образовательных учреждений (Приложение к письму Минообразования России 11 июня 20002г. №30-51-433/16).

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Правительство Российской Федерации от 29 декабря 2001г. №1756 – р).

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (24 июля 1998г.) и др.

Квалификация педагогических кадров нашей школы:

Из 34 членов педагогического коллектива:

Высшей квалификационной категории – 17 учителей

Первой квалификационной  категории – 12 учителей

Второй квалификационной категории – 9 учителей

Из них высшее образование -25 учителей

Среднее специальное – 2 учителя

Звание «Отличник народного образования» имеют 7 учителей

Звание «Почетный работник образования» имеют 3 учителя.

Приоритетные направления нашей школы.

1.Формирование духовно – нравственного мира.

2.Развитие системы дополнительного образования.

3.Развитие школьного самоуправления

4.Формирование ЗОЖ.

5.Научно-методическое обеспечение воспитательного процесса

6.Взаимодействие школы и семьи.

     В 2007-2008 учебном году школа продолжает работать в экспериментальном режиме по теме  «Формирование ОУУН как фактор интеллектуального развития учащихся»

      Педагогический коллектив работает уже на II этапе «Программы развития школы».  Конечным результатом данного эксперимента является овладение выпускниками одним из главных умений в жизни, умением изменяться самостоятельно в соответствии с образом себя, самостоятельно добывать знания и определяться в жизни.

Способами достижения цели в 2007 -2008 учебном году стали:

1. Участие детей в управление школой и класса (самоуправление)

2. Планирование детьми коллективной внеучебной деятельности

3. Наличие гласности в жизни школы: регулярно и оперативно выходит общешкольная газета «Скрепка», (по рубрикам:  дела и люди нашего города; юные дарования, школьная поэтическая страничка, свой голос, клуб «Вдохновение»), объединила журналистов, корреспондентов, фоторепортеров, художников, редакторов и всех тех, кому хотелось написать об интересных событиях, отсудить наболевшие вопросы, поделиться впечатлениями о школьной жизни. Этот пресс-центр стал центром единения творческих и профессиональных способностей школьников.

     В школе работают 15 классных руководителей, три МО:

Мо 1-4 кл. руководитель Рылькова Н.В.

МО 5-7 кл. руководитель Леонова О.Н.

МО 9-11 кл. руководитель Черданцева А.С.

 Цели и задачи методической работы в школе.

Целью методической работы в школе является повышение уровня профессиональной культуры учителя и педагогического мастерства для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании обучающихся.

 Задачи методической работы в школе:

1.Повышение теоретического, научно-методического уровня профессиональной подготовки и классных руководителей по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитательной работы.

2. Изучение апробации и анализ современных воспитательных технологий.

3.Координация деятельности классных руководителей в организации воспитательной работы в классных коллективах.

4.Пополнение информационного педагогического школьного банка данных о педагогическом опыте через общение и изучение опыта работ своих коллег.

5.Организация системы методической работы в школе с целью реализации педагогического творчества и самореализации инициативы педагогов.

Реализуя цели и задачи методической деятельности, мы определяем такие подходы, которые позволили бы демонстрировать педагогам способности

к самореализации в обновленном содержании деятельности школы.

 Результат профессионального сотрудничества на наш взгляд дает система методической работы, которая включает информационное, диагностическое, методическое обеспечение. 

      Информационное обеспечение и создание нормативных и локальных актов, регулирующих взаимоотношение всех объектов методической работы, стимулирует творчество учителей и инновационную деятельность.

Средством мотивации профессионального развития является создание для каждого педагога персональной папки. Такие папки есть у нас у каждого педагога (стаж, образование, анкеты успешности учителя, уровень обученности и уровень воспитанности классного коллектива, анкеты, рецензии, внеклассные мероприятия, анализ педагогической деятельности, достижения педсовета, поощрения, материалы методических объединений) (портфолио).

 Диагностическое обеспечение (мониторинг) позволяет получить оперативную информацию:

- своевременное выявление изменений в системе образования;

- предупреждение негативных тенденций в системе образования;

- осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших  процессов.

     Совершенствование системы воспитательной деятельности школы осуществляется, через мониторинг качества воспитания:

-  качество условий (кадровый и методическое обеспечение);

- качество процесса (организация процесса воспитания)

- качество результата (воспитанность и общественная активность школьников).

    Диагностика руководителей МО классных руководителей позволила выяснить основные трудности как:

- создание концепции воспитания;

- соответствие целеполагания и содержания плана результатам работы за год;

- методы психологии для изучения личности ребенка;

- организация ученического самоуправления в классе.

  Методический арсенал классного руководителя:

- Методика общения с детьми;

 - Методика работ с группой детей;

- Методика работ с родителями;

- Методика индивидуального корректирования личности;

 - Методика диагностирования воспитанности детей.

     На заседаниях МО в этом году повторно заслушали классных руководителей по своим темам  самообразования:

Студенихиа Н.Г.  -  Воспитание в детях чувства взаимопонимания, уважительного отношения к старшим.

Петрова Н.В.  -  Формирование положительной «Я - концепции».

Кунгурцева Е.В. - Воспитательная система как средство развития личности.

Мисалева Г.Н.  -  Формирование культуры общения школьника с товарищами.

Петрий Г.В.  - Формирование культуры общения школьника с товарищами, родителями, педагогами.

Буторина Н.В.  - Воспитание личности по воспитательной системе.

Рылькова Н.В. - Роль личности в собственном развитии.

Ефремова С.В. - Воспитательная система как средство развития личности.

Серебренникова В.В. -  Создание условий для самосовершенствования школьников.

Пасынкова Г.В.  -  Творческие работы как фактор формирования коммуникативных умений и навыков.

Бабаева Е.В.  - Создание условий для развития творческих способностей обучающихся.

Черданцева А.С. -  Индивидуальный подход в развитии личности.

Гаршина Н.В. -  Организация самовоспитания школьников.

Леонова О.Н.  -  Создание психологических условий повышения эффективности обучения.

      Особое внимание было уделено вопросу «Обеспечение возможности самовыражения и самореализации одаренных детей в различных видах творчества», через КТД. Общение с взрослыми и сверстниками, неизбежно возникающих в процессе КТД -   важный фактор социализации детей. Без них немыслима школьная жизнь. Они создают особую воспитательную среду для учащихся. Это и отдых, и свободное общение со сверстниками, и педагогами, и развитие способностей и интересов, они связанны с самыми различными формами самовыражения   Коллективно-творческие дела проводятся из года в год, однако каждый год меняется их форма и содержание. Класс и педагог имеют большую свободу выбора. Эти дела стимулируют творчество, инициативу, дают возможность для самовыражения. Всё это становится традицией, которая бережно передается из поколения в поколение. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе как равноправные партнёры, что создаёт атмосферу общей уверенности и ответственности. Все дела проходят этап коллективного проектирования, в которых принимают участие педагоги, дети и родители.

      В этом году продолжали работу по направлению патриотического воспитания школьника в блоке «Формирование гражданской позиции» и приняли участие в районной панораме педагогических идей по «Гражданскому воспитанию». Со своими сообщениями выступили Петрова Н.В. – тема «Формирование гражданских качеств через организацию самовоспитание» (начальная школа).

Леонова О.Н. – представила свою  программу «Воспитать гражданина» (среднее звено).

Черданцева А.С. – тема «Воспитание гражданской позиции через школьные традиции» (старшее звено).

На период обучения в школе приходятся такие важные основные этапы, как младший школьный возраст, подростковый возраст и ранняя юность. Рассмотрение этих трех этапов с точки зрения присущих ведущей деятельности и основных психических новообразований убеждает, что школьные годы – возраст активного  формирования моральных убеждений и качеств личности. Поэтому приоритетным направлением воспитательной системы нашей школы является нравственное воспитание. Нравственный мир личности – это особый мир, куда человек не всегда согласен впускать другого.  Мера проникновения в мир детей более доступна, ребенок и должен находиться под контролем взрослого, он сам стремится к выяснению и уяснению оценок взрослого, чтобы ориентироваться на него, его мнение, поэтому, таким образом, взрослый осуществляет социальный контроль.    При разработки нравственного образования учитываем методики исследования, диагностику, наблюдения.

Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, уважения  права человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. 

В школе уделяется особое внимание  систематическому нравственному образованию в течение всего периоду обучения. (1 -11 класс) с учетом этого проводятся специальные занятия  по основам морали в соответствии  возрастом: «Азбука нравственности» 1 – 4 класс, «Нравственная грамматика» 5 – 9 классы, «Основа морали» – 10 – 11 классы. Разработана система классных часов по Г.К. Селевко. Освоение детьми нравственных и эстетических ценностей народа, осуществляется через школьные традиции.

- Уроки мужества

- Классные часы «Права и обязанности гражданина»

- Дни Памяти  выпускника школы погибшего в Афганистане

- Торжественные линейки с приглашением замечательных людей г. Салаира в различных областях

- Вечера военной инсценированной встречи»

- Акции «Милосердия», «Забота»

- Конкурсы чтецов приглашение местных поэтов г. Салаира

- Шефства над  могилой О. Калиниченко, погибшего в Афганистане

- Участие в городском митинге ко Дню Победы.

Такой подход к освоению конкретного содержания способствует формированию отношения ребенка к природе, семье, народу, народной земле. Дети учатся проектировать свое будущее – семейное и гражданское, ощущая себя носителем духовно - нравственного потенциала народа. Гражданское участие в общественной жизни – права и обязанности гражданина страны реализуются через участие в добровольных объединениях. В школе создана добровольческая детско - юношеская организация «Юность»: для 2-4 классов «Зеленые росточки», для 5 -8 классов «Зеленая рощица», для 9 -11 классов «Зеленая планета». Отличительный признак членов организации – зеленый галстук.

Педагоги школы на практике убедились в том, что такая форма организации деятельности ученического самоуправления  способствует воспитанию у детей активности, лидерских качеств, патриотизма, реалистичного взгляда на проблемы своей школы, города, поиск путей их решения.

Вступить в ряды самых активных, инициативных и творческих можно дважды в год, в январе и в мае, для реализации своего творческого потенциала, развития интеллекта, выражения себя через какое-нибудь конкретное дело в пользу сохранения и развития новых традиций школы. 

Традиционно в школе празднуются День защитника Отечества, День Победы и уже 19 год проходят дни памяти, посвященные выпускнику школы Олегу Колиниченко, погибшего в Афганистане при исполнении интернационального долга. Каждый год на линейку почтить память приходят одноклассники Олега, у которых уже взрослые дети, тоже учатся в нашей школе, читают те же книжки в библиотеке, продолжают лучшие школьные традиции. В библиотеке ежегодно к этой дате оформляется выставка – портрет и у ребят есть возможность прочитать книги, в которых рассказывается о событиях тех лет.

В этот день среди почетных гостей, с нами всегда его мама – Галина Васильевна. Каждый год выпускники школы возлагают венок к мемориальной доске и могиле Олега Колиниченко.

Благодаря поисковой работе обучающихся совместно с Корольковой Лидией Семеновной в школе создан кабинет  «Уголок боевой славы», где собран ценный материал об односельчанах и выпускниках школы погибших в  Великой Отечественной войне и боевых действиях в Афганистане. Этот материал используется выпускниками  нашей школы для подготовки к научно-практическим конференциям, помогает правильно сделать выбор в своей профессии. Классные руководители старших классов используют материал для проведения круглых столов, встреч с ветеранами ВОВ.

Важным средством воспитания обучающихся в нашей школе стало так же укрепление связи со старшим поколениям. На таких мероприятиях, как

« Здравствуй школа», «День учителя», «День матери», «8 Марта» и многие другие обязательно присутствуют учителя – ветераны.

Любовь к Отечеству, как важнейшее качество личности формируется, прежде всего, средствами литературного краеведения. Много лет объединяет юных школьных поэтов вечное стремление выразить себя в творчестве. В их стихах вопросы о самом главном, о сути жизни, но объединяет всех любовь к родному краю, своему городу, что особенно ярко отражается в их творческом поиске.

Важно, что каждый из юных сочинителей, как умеет, выражает свою любовь к милой сердцу стороне, ее замечательной природе и людям.

В духовно-нравственном воспитании детей особую роль играют и такие общешкольные праздники, как «Осенний бал», «Новогодний карнавал», «Последний звонок», «День самоуправления» - где выпускники школы пробуют свои силы в педагогической деятельности и с удовольствием проводят самостоятельно уроки. И, конечно же «Вечер встречи выпускников», который стал традиционным в жизни каждой школы. У нас и ученики, и учителя готовятся к этому торжественному мероприятию. Разучивают песни и танцы, монтируют и показывают видеофильмы о жизни школы нескольких поколений.

Школьные традиции создают ситуации успеха для всех, радость человеческого общения в процессе подготовки и проведения. Общая атмосфера творчества и импровизация – всё это способствует самоутверждению личности каждого участника. Они способствуют развитию следующих качеств выпуска:

1. Осознание собственной уникальности, стремление к самопознанию.

2. Жизненное  самоопределение.

3. Формирование жизненных целей и планов.

4. Построение партнерских отношений со сверстниками и взрослыми.

В течение года обучающиеся принимали активное участие в различных школьных и районных  мероприятиях:

- Осенние праздники – 180 человек;

- День Матери – 40 человек;

- Районный экологический фестиваль – 10 человек;

- Новогодние праздники – 250 человек;

- Линейка памяти Олега Колиниченко – 300 человек;

 - Районный конкурс «Свой голос» - 8 человек;

- Конкурс «А,  ну – ка мальчики» - 200 человек;

- Спортивный праздник «Веселые старты» - 140 человек;

- Районные спортивные соревнования по волейболу и баскетболу – 20 человек;

- Районный смотр детских талантов Сочинение на тему: «Мы дети солнца мы из   Кузбасса» - 120 человек;

- Митинг у школьной мемориальной доски (начальные классы) – 100 человек;

- Городской митинг, посвященный Дню Победы Великой Отечественной   войне – 200 человек;

- Районный конкурс «Война глазами потомков» - 4 человека;

- Городской конкурс чтецов – 10 человек;

- Участие в городской игре «Местное самоуправление» - 18 человек;

- Выставка подделок – 5 человек;

- Выставка рисунков – 30 человек;

- Районный конкурс «Я мечтаю»  - 4 человека;

- Районный конкурс плакатов «Мой Кузбасс – мой отчий дом» - 5 человек;

В 2007-2008 учебном году  ДШИ посещали 200 обучающихся и 90 обучающихся посещали кружки ДДТ, где работу проводят опытные педагоги дополнительного образования. В школе работали кружки  по разным  направлениям: «Рукодельница», (руководитель Черданцева А.С.), «Юный художник» (рук – ль Черданцева А.С.), «Резьба по дереву» (рук-ль Ефремова С.В.), «Танцевальный» (рук - ль Бушкова Л.П., Князева О.А.) и секции «Волейбол» (рук-ль Хмельченко А.М., и Смольникова Л.А.), «баскетбол» (рук-ль Бабаева Е.В.)Результативность работы кружков – призовые места на выставках и научно-практической конференции в школе, активное участие в фестивалесмотре детских талантов сочинения на тему «Мы дети солнца мы из Кузбасса», где наша школа заняла II по району призовое место. В течение года работали спортивные секции (волейбол, баскетбол, легкая атлетика) их посещали 90 человек. Руководители Бабаева Е.В., Смольникова Л.А. используя свою уникальную спортивную базу, прекрасно оздоравливают  своих ребят. На районных соревнованиях по волейболу и баскетболу школа заняла II призовое место, а по легкой атлетике стали победителями. Гражданский поступок обучающихся проявляется через соревнования по программе «Школа безопасности» и «Школа юный спасатель», ребята на соревнованиях показали хорошие результаты, а по туристическому краеведению заняли первое место.

        Работая на протяжении ряда лет проблемой повышения качества знаний обучающихся развитие их творческих способностей наш педагогический коллектив убедился в  том, что значительный педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию обучающихся, особую значимость в этом приобретает метод проектов, который способствует самопознанию, самоопределению и самореализации каждого участника проектной группы,  а в целом создает прекрасную возможность для формирования и успешного функционирования новой перспективной линии ученического самоуправления. В этом году члены проектных групп распределили обязанности и придумали должности для каждого участника школьного проекта «Озеленение школы и пришкольного участка»

 (1 – 4 кл.  – 1 этаж; 5, 7 кл. – 2 этаж; 6 кл. – столовая; 9 - 11 кл. – 3 этаж).  В мае состоялась для каждого группы презентация  - публичная защита проекта. Реализация проекта (совместно с родителями) лето – 2008 года.  Проектные группы, образуя новую ветвь ученического направления, органично вписываются в структуру школьной жизни и вносят колорит в ее жизнь. Поэтому в этом году были проведены заседания МО:

1.  Использование проектного метода в образовательном процессе;

2.  Основы и мотивация проектной деятельности;

3. Организация классных руководителей для участия в районной панораме педагогических идей;

4. Проект оценки эффективности деятельности классного руководителя;

На данном заседании рассмотрели уровни работы  классных  руководителей, последующим критериям:

- обеспечение жизни и здоровья учащихся;

-обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями;

- содействие освоению школьниками программ общего и дополнительного образования

- осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся;

- определение целей и разработка плана работы с классом;

- определение зон риска для учащихся класса. Планирование профилактической деятельности.

       Актуальной проблемой на сегодняшний день остается школьное самоуправление и поэтому с начала учебного года были запланированы и проведены семинары:

- развитие ученического самоуправления как средство формирования у учащихся духовной культуры и трудолюбия.

- активизация органов ученического самоуправления.

- изучения  положения о добровольной детской – юношеской организации «Юность».

      Педсоветы:

- анализ воспитательной работы 2006-2007 учебный год;

- социальные проекты;

-реализация технологии Г.К. Селевко на практике.

В школе создан Совет профилактики правонарушений в составе:

- директор школы – Субач Н.М.

- заместитель директора по воспитательной работе – Себало Н.А.

- социальный педагог – Ефремова С.В.

- председатель общешкольного родительского комитета - Лата О.Ю.

     Совет профилактики рассматривал персональные дела учащихся – нарушители порядка, изучал  и анализировал состояние воспитательной профилактической работы направленные на их предупреждение, вовлекал подростков, склонных к правонарушениям в спортивные секции и кружки, заслушивал классных руководителей  о состоянии работы  по укреплению дисциплины и профилактики правонарушений.  Организовывал патрулирование классных руководителей и родителей во время комендантского часа, в результате такой деятельности Совета профилактики  улучшилось поведение подростков, регулярно стали приходить родители в школу, были сняты с внутришкольного учета 7 человек из  10 стоявших.

    В течение года контролировались следующие аспекты воспитательной деятельности:

·  Проверка тематических планов уроков, факультативных, индивидуально-групповых, кружковых занятий, курсов по выбору, элективных курсов

·  Контроль за комплектованием факультативов, кружков, курсов по выбору, элективных курсов, спортивных секций, ГПД

·  Посещение и анализ классных часов и внеклассных мероприятий в начальной школе

·  Посещение и анализ классных часов и внеклассных мероприятий в 5 – 7 классах

·  Индивидуальная работа с одаренными детьми.

·  Уровень подготовки обучающихся к предметным олимпиадам

·  Ученическое самоуправление в классных коллективах

·  Организация работы кружков, секций

·  Проверка протоколов классных родительских собраний

·  Выполнение планов по самообразованию учителями предметниками и классными руководителями

·  Учет возрастной психологии и методике обучения и воспитания обучающихся 6-7 классов

·  Посещение и анализ классных часов и внеклассных мероприятий в начальной школе

·  Выполнение планов воспитательной работы

·  Посещение и анализ классных часов и внеклассных мероприятий в 5-7 классах (повторно)

·  Ученические самоуправление в классных коллективах

·  Выполнение планов воспитательной работы (повторно)

·  Проверка протоколов классных родительских собраний (повторно)

·  Соблюдение,  сохранение и развитие традиций  школьной жизни

·  Качество, режим работы и наполняемость детских объединений, заполнение документации по дополнительному образованию (повторно)

Результаты слушались:

·        На совещание при директоре;

·        МО классных руководителей;

·        Семинарских занятий и педсоветах.

В процессе контроля были выявлены слабые места и проблемы:

1.     Вызывают тревогу коллективы 4 – «А», 5 – «Б», 9 – «А», 10 – «А» классов, где слабо проявляются признаки коллектива.

2.     Слабое самоуправление, нет стабильного актива 7 – «А» кл, 5 – «Б» кл., 11 «А» кл.

3.     В поведении части коллектива наблюдаются факты не воспитанности и бестактности,  межличностные отношения не всегда отличаются доброжелательностью (10 «А» кл.).

4.     Не высок процент занятости обучающихся в КТД – 7 «Б» кл., 9 «А» кл., 10 «А» кл., 11 «А»кл (чаще ребята этих классов зрители, а не участники).

     Внутришкольный контроль  показал, что деятельность большинства классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и социально значимых перспектив. Большинство учащихся посещают кружки и секции, умеют распределить между собой работу, стремятся к общению в свободное время.

Задачи на 2008 – 2009 учебный год:

·        Создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.

·        выработать необходимые, как на сегодня, так и в будущей жизни коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества.

·        организовать систему обучения педагогов современными методиками и технологиями воспитательной работы;

·        повысить эффективность воспитательной работы через систему контроля и анализа.

Проект при поддержке компании RU-CENTER